Выставка Валентина Серова «К 150-летию со дня рождения» в «Третьяковской галерее на Крымском валу»


В праздники мы всей семьёй посетили выставку Валентина Серова «к 150-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском валу. К сожалению, у нас не было электронных билетов и, отстояв около 40 минут в очереди на улице (лучше приезжать к открытию!) и примерно ещё 20 минут внутри в двух очередях, мы наконец-то попали на выставку.

Если очень кратко, то впечатления от выставки такие — она потрясающая! Выставка находится аж на трёх этажах, первый и второй зал посвящены живописи, рисунку и архивным документам, а третий — его работе оформителя в театрах. Чтобы не брать в прокат аудио гид, рекомендую поставить приложение Izi.Travel и найти там музей с этой выставкой для бесплатного прослушивания информации. В принципе, вся информация из приложения отражена в описаниях картин.

 

Первый зал встречает знаменитой работой «Девушка с персиками», вокруг которой народу чуть меньше, чем у «Моны Лизы» в Лувре.

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887_

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887

Репродукция этой картины была и в нашей семье, но отпечаток (как и фотография, к сожалению) конечно не сравнится с объёмом и красками, которые видны на картине. В любом случае эта картина для меня ассоциируется с детством и от неё веет воспоминаниями и теплом.

 

 

 

Зал разделён на блоки, посвященные разным годам и направления творчества художника. Я больше внимания уделял портретам, которых В. Серов рисовал множество в том числе и на заказ.

Рассматривая портреты известных людей того времени вплоть до семьи царя, невольно сравнил его с фотографом в наше время. И стоит отдать должное художнику — выбранные позы, обстановка, выражение лиц хорошо передают настроение, род занятий человека, приоткрывают некоторые черты характера.

 

Валентин Серов. Портрет Н.С. Лескова, 1894

Валентин Серов. Портрет Н.С. Лескова, 1894

А какие глаза и пронзительный взгляд у картины «портрет Н.С. Лескова, 1894»! На фотографии это не сильно видно, но в воочию — словно живой взгляд!

 

 

 

 

 

 

 

Очень запали мне ростовые и в 3/4 портреты девушек и женщин сделанные с разным фоном на природе, в доме. Такое чувство, что смотришь на человека, а не картину, эффект присутствия для меня даже выше, чем на фотографии.

Валентин Серов. Портрет Н.Я. фон Дервиз с ребёнком, 1888-1889_

Валентин Серов. Портрет Н.Я. фон Дервиз с ребёнком, 1888-1889

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем, 1888_

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем, 1888

Валентин Серов. Портрет Л.А. Мамонтовой, 1884_

Валентин Серов. Портрет Л.А. Мамонтовой, 1884

Валентин Серов. Портрет О.Ф. Томара, 1892

Валентин Серов. Портрет О.Ф. Томара, 1892

Валентин Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой, 1900-1902

Валентин Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой, 1900-1902.jpg

Валентин Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой, 1900-1902

Валентин Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой, 1900-1902

Валентин Серов. Портрет М.Н. Ермоловой, 1905

Валентин Серов. Портрет М.Н. Ермоловой, 1905.jpg

Валентин Серов. Портрет Е.И. Лосевой, 1903

Валентин Серов. Портрет Е.И. Лосевой, 1903

Валентин Серов. Летом, 1895

Валентин Серов. Летом, 1895

 

 

А также мужские портреты:

Валентин Серов. Мика Морозов, 1901

Валентин Серов. Мика Морозов, 1901

Валентин Серов. Портрет К.А. Коровина, 1891

Валентин Серов. Портрет К.А. Коровина, 1891

Валентин Серов. Портрет И.И. Левитана, 1893.jpg

Валентин Серов. Портрет И.И. Левитана, 1893

Валентин Серов. Портрет И.С. Остроухова, 1902

Валентин Серов. Портрет И.С. Остроухова, 1902

 

Валентин Серов. Портрет И.А. Морозова, 1910

Валентин Серов. Портрет И.А. Морозова, 1910

Отмечу, что на более ранних портретах крупным планом почти на всех работах кисти рук героя или героини картины не видны, а иногда даже не хорошо прорисованы. Позже они появляются целиком и даже активно используются для выражения эмоций главного героя картины.

Очень интересный раздел посвященный графике и иллюстрациям В. Серова — художник, который не только мастерски владел цветом в живописи, но и рисовал иллюстрации и рисунки несколькими линиями карандаша. В том же зале можно увидеть архив фотографии связанный с его биографией, а также очень интересную подборку писем между В. Серовым, его супругой, друзьями и заказчиками. А какой интересный слог и обороты были в то время. Врезались в память слова «возвратная телега», т.е. телега, едущая обратно.

Из минусов организации выставки, а скорее большого потока желающих посмотреть её (уже поставлен новый рекорд)  — очередь на вход на улице, очередь в кассу за билетами и в раздевалку. Покупайте электронные билеты по возможности. В остальном — всё на высшем уровне — много пространства для осмотра картин, информативность, отличное освещение и подсветка и даже есть кафе, где можно перевести дух и подкрепиться.

Очень рекомендую посетить выставку! На полный обзор и знакомство с материалами уходит 2-3 часа.
А тем кто не смог попасть на выставку рекомендую тематический сайт http://serov.tretyakov.ru/ и путеводитель по выставке в приложение Izi.travel.