Выставка Николая Касаткина «Оглядываясь назад. Ретроспектива. 2015 – 1948» в «Новом манеже»


На прошлой неделе посетил выставку Николая Касаткина «Оглядываясь назад. Ретроспектива. 2015 – 1948» проходящую в «Новом манеже» (http://moscowmanege.ru/ru/oglyadyvayas-nazad-retrospektiva-2015-1948/) и открытую до 1 ноября. Не ожидал того, что я там увидел, но обо всём по порядку.

C творчеством Николая Касаткина я не был знаком ранее, а летом пропустил и его небольшую выставку «Двойная картина» в Третьяковской галереи. Но что-то тянуло меня выбрать для посещения в октябре именно эту выставку и интуиция не подвела.

Прежде всего меня поразил масштаб.  Причем не только масштаб в количестве работ, охватывающих более 50 лет работы художника, а также и фактический масштаб его работ. Картины в основном имели размер не менее метра в ширину, а часто были и составные работы общей шириной 3-4 метра.
Эффект масштаба усиливал необычную технику работы с пространством и светом.
Пространство. Вначале я удивился манере отображения обьёма в картинах, я ловил себя на мысли, что вижу фотографию снятую широкоугольным объективом. Это  даёт эффект близости к героям картины, а в купе с детальной проработкой переднего плана обеспечивает погружение в картину (помним про масштаб).
Свет на картинах выражен явно и  одновременно естественно и незаметно, что первое время я ловил себя на мысли, что смотрю на фотографию, так мастерски художник его передаёт.
Я часто ввожу отражения, совмещая таким образом разные пространства. Для меня важно возникающее при этом ощущение многообразия, многослойности реальность, как бы единовременного взаимосвязанного существования разных миров.
Николай Касаткин
Трудно выделить одну серию работ,  в каждой есть свое виденье мира и эмоции в момент их создания, меня зацепили серии:
«В сарае», где художник мастерски передаёт свет, пробивающийся из щелей в сарае.
В сарае l 2010 (59,5х44) Николай Касаткин

В сарае l 2010 (59,5х44) Николай Касаткин

В сарае ll 2010 (60х46) Николай Касаткин

В сарае ll 2010 (60х46) Николай Касаткин

В сарае lll 2010 (60х80) Николай Касаткин

В сарае lll 2010 (60х80) Николай Касаткин

 «Лужи», где куратор выставки Сергей Попов очень хорошо разбирает составляющие этой серии «… в луже на переднем плане отражается небо. Благодаря этой доступной метафоре — небо посреди земли — каждый раз открывается возможность необычной смены планов, соотношения верха и низа, динамического развёртывания перспективы…» .
Дорога. Из серии ''Лужи'' 2001 (100х130см) Николай Касаткин

Дорога. Из серии »Лужи» 2001 (100х130см) Николай Касаткин

Вечерний туман. Из серии ''Лужи'' 2002 (80х112см) Николай Касаткин

Вечерний туман. Из серии »Лужи» 2002 (80х112см) Николай Касаткин

Закат. Из серии ''Лужи'' 2001 (150х100) Николай Касаткин

Закат. Из серии »Лужи» 2001 (150х100) Николай Касаткин

«Следы», где представлены разные техногенные следы человека в природе. Меня в деревне такие места тоже притягивали, что в них что-то есть своё.
Закат (второй вариант) 2005 (150х200см) Николай Касаткин

Закат (второй вариант) 2005 (150х200см) Николай Касаткин

Пейзаж со столбами 2003 (152х243см) Николай Касаткин

Пейзаж со столбами 2003 (152х243см) Николай Касаткин

Начало мая. 2007 (80х60см) Николай Касаткин

Начало мая. 2007 (80х60см) Николай Касаткин

Весна. Горящее поле 2003 (151х104см) Николай Касаткин

Весна. Горящее поле 2003 (151х104см) Николай Касаткин

А также все работы с дачными сюжетами и пейзажами, которые можно посмотреть ниже. Очень заполнилось «Старое крыльцо солнечным утром», где поленница дров выглядит как настоящая — на многих работах краска нанесена очень объёмно и при просмотре чувствуется этот объём, который обманывает мозг и вся картина кажется кусочком реальности .

В целом работы художника нашли у меня большой отклик, чего я не ожидал, учитывая и большой промежуток времени написания картин и их количество и выбор серий (сюжетов).

Художник 2011 (164х200) Николай Касаткин

Художник 2011 (164х200) Николай Касаткин

Тени. 2011 (134х200) Николай Касаткин

Тени. 2011 (134х200) Николай Касаткин

Два пространства 2015 (160х290) Николай Касаткин

Два пространства 2015 (160х290) Николай Касаткин

Майский ветер 2013 (150х100) Николай Касаткин

Майский ветер 2013 (150х100) Николай Касаткин

В начале лета 2013 (120х150) Николай Касаткин

В начале лета 2013 (120х150) Николай Касаткин

Старое крыльцо солнечным утром 1991 (200х132) Николай Касаткин

Старое крыльцо солнечным утром 1991 (200х132) Николай Касаткин

Майские лужи 2002 (131х214) Николай Касаткин

Майские лужи 2002 (131х214) Николай Касаткин

Взгляд. Пейзаж с трубой 2006 (125х220) Николай Касаткин

Взгляд. Пейзаж с трубой 2006 (125х220) Николай Касаткин

В туман 2014 (120х220) Николай Касаткин

В туман 2014 (120х220) Николай Касаткин

Романтический пейзаж. Вечер. 1989 (122х199) Николай Касаткин

Романтический пейзаж. Вечер. 1989 (122х199) Николай Касаткин

Летняя ночь 2012 (100х100см) Николай Касаткин

Летняя ночь 2012 (100х100см) Николай Касаткин

Октябрь. 1998 (120х80) Николай Касаткин

Октябрь. 1998 (120х80) Николай Касаткин

Отдельно раскажу про три работы, которые меня привлекли сильнее других.
Первая это триптих »На каникулах 1987» — три картины с одним сюжетом, но передающие пространство не только физически, но и метафизически. В конце осмотра выставки я снова вернулся к ним и очарованный смотрел, пытаясь привести мысли в порядок.

Триптих ''На каникулах'' 1987. Николай Касаткин

Триптих »На каникулах» 1987. Николай Касаткин

Правая часть триптиха ''На каникулах'' 1987. (200,5х90) Николай Касаткин

Правая часть триптиха »На каникулах» 1987. (200,5х90) Николай Касаткин

Центральная часть триптиха ''На каникулах'' 1987. (200,5х90) Николай Касаткин

Центральная часть триптиха »На каникулах» 1987. (200,5х90) Николай Касаткин

Левая часть триптиха ''На каникулах'' 1987. (200,5х90) Николай Касаткин

Левая часть триптиха »На каникулах» 1987. (200,5х90) Николай Касаткин


Вторая это картина «Предвиденье» из серии «двойная картина», где несколько пространств образуют единую картину. Удачно стоящие рядом скамейки дают возможность не спеша рассмотреть и продумать все детали и замысел художника.

Предвиденье. 1998 (200х455см) Николай Касаткин

Предвиденье. 1998 (200х455см) Николай Касаткин

Предвиденье. 1998 (200х455) Николай Касаткин

Предвиденье. 1998 (200х455) Николай Касаткин

Третья это огромнейшее полотно (486×293см) «На старом крыльце», состоящее из четырёх частей, где на крыльце дома показан сам художник, его семья и близкие. Как всегда на картине много мелких деталей и сопоставляя их противоположности, можно построить необычную трактовку сюжета. Кстати мой вариант трактовки сюжета был менее радостным чем у автора, как я позже узнал, но каждый увидит в ней что-то своё.

На старом крыльце 1996. (486×293) Николай Касаткин

На старом крыльце 1996. (486×293) Николай Касаткин

 

Разговорившись со смотрительницей зала я узнал некоторые подробности картин и их трактовки, а также то, что Николай ежедневно приходит на выставку, правда в разное время, так что есть возможность пообщаться с ним лично.

 

Отмечу отлично продуманное размещение картин и грамотно установленный свет.
Расстроило только отсутствие возможности купить каталог, посвященный его творчеству.

 

Очень рекомендую посетить!
#moscowmanege